пятница, 16 октября 2015 г.

Педагогическая этика

   Здравствуйте, мои читатели!
   Мой воспитанник принёс из новой школы анкету для родителей. Поэтому вопрос к знающим людям, зачем школе информация о месте работы родителей, даже больше- о должности? Я считаю лишней такую информацию. Может я чего-то важного не знаю? Но  это мне не мешает рассказать вам пару баек)



  Расскажу вам историю из жизни. Работала я как-то в частном детском саду. У нас были личные дела воспитанников, а в них о месте работы родителей только указано работает, безработный, или  домохозяйка. Это нужно было только для того, чтобы знать, не попадает ли семья под действие социальных льгот. У нас считается бестактным вопрос о месте работы- это как спросить, сколько вы зарабатываете. 

   Заведение у нас было частное, хоть и не самое дорогое, но не все могли себе позволить. Хотя с другой стороны, иногда бывали у людей и безвыходные ситуации, когда мест в ближайших садах не было. Об уровне жизни семей мы могли только догадываться.
   Так вот, завелась у нас хамка - бабушка. Она пыталась поначалу обращаться к нам - "эй, мадам!", тестировала на безопасность заведение), спросила у меня, не работала ли я моделью, "а то могла бы"- последнее, видимо, было связано  с тем, что я постоянно носила обувь на  каблуках.  Мы немало работали над собой, регулярно сдерживая нажим и тактично отвечая на все запросы- сплошное воспитание чувств было. Через некоторое время я случайно встретилась с "мадам" в городе и поняла, что она могла бы, при желании, скупить  наш сад со всеми потрохами, так что мы правильно воспитывались и не учили человека жить- там уже  всё нажито. А главное, мы бы её просто боялись.
  Другая мама приводила своего сына в штопаных  тренировочных брючках и рыдала над новыми дырочками, и призывала педагогов к ответу за появление оных. Мы молчали и сочувствовали, до тех пор пока воспитанник был пойман за проделыванием в брючках новых дырочек. Сыну тут же на месте была задана трёпка. Одна из педагогов не выдержала: "эти брюки уже давно пора выбросить!". Был скандал с  рассказом о бедственном положении семьи и резюмированием в адрес педагога: "это вас пора убрать из детского сада"
 Мораль историй такова: профессионализм и этика, и  ещё раз- этика и профессионализм.

19 комментариев:

  1. Оксана, может, Вы всё немного не так воспринимаете... Я вдруг подумала, что это разница менталитетов: да, у Вас считалось это неприличным, но только по той причине, что Вы видели в этом в основном ситуации, в которых по отношению к людям делаются выводы о состоятельности и т.п..... (хотя не буду отрицать, что у нас таких выводов не делается...) Однако, думаю, этому никогда не придавалось такого значения... Не так расставлялись и расставляются акценты. В Ваших словах, безусловно, есть большая доля истины... И вместе с тем... Вот уже почти 15 лет скоро будет, сколько я в этой сфере и всегда в анкетах указывались и место работы, и должность. И эта информация не раз была жизненно необходима, когда надо было срочно (по разным причинам) дозвониться до родителя. Более того, родители (по крайней мере в моей практике), когда их сейчас спрашиваешь вежливой формулировкой об их контактных данных, сами часто делают уточнения о месте работы и, да, о должности. Возможно, я не права... :) Но я не вижу в этом ничего плохого. И ведь Вы можете отказаться это указывать. Разве не так? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв) Возникает следующий вопрос, если этому не придавалось такого значения, зачем спрашивают лишнее в анкете? Неужели так часто приходится звонить и искать родителей по месту работы? Не верится. Мне кажется. что выводы о состоятельности делаются всегда- особенности стереотипного мышления, а там и до упрёков недалеко. У меня лично был такой пример, когда моему сыну сослужило плохую службу наличие у педагогов информации о профессиях его родителей. Началось с первого класса : у тебя мама учительница, а папа полицейский, а ты..." и т.д. Очень долго потом бились с тем, что ребёнку захотелось быть как раз не идеальным сыном учительницы и полицейского.

      Удалить
    2. "Не придавалось такого значения", - я имела в виду не смотрели на данную информацию под таким углом. Я ниже уточнила, что порой эти данные оказываются очень востребованными по причинам, непосредственно связанными с ребёнком и оказанию ему соответствующей помощи... И зря не верится. :) Сад большой, детей очень много и ситуации очень разные. Вплоть до того, что с воспитателя требуют ежедневно обзванивать тех родителей, причины отсутствия детей которых не установлены. Вот, кстати, в Японии тоже такая строгая практика... И вот ещё прямо вспомнилось. Мы довольно подробно и с интересом с детьми рассматриваем тему "Кем я хочу быть?" и эта информация очень помогает, когда мы рассматриваем родительские примеры. Просто помогает, без злого умысла, помогает педагогу. Отрицательный опыт позиционирования - это, как мне кажется, относится всё - таки не к анкетам, а именно к культуре педагогов. А потому с Вами, Оксана, во многом согласна. Просто не вижу беды в анкетах.... К тому же есть ответственность за обработку персональных данных, что очень обнадёживает при спорных и неприятных ситуациях... И всё - таки, повторюсь, :), указывать эти данные или не указывать - Ваше право. :)

      Удалить
    3. Катя, рабочий телефон- это одно, а место работы и должность то зачем? Мне вот снова родитель в личной беседе говорит, что только "для вытряхивания денег" нужна такая информация.

      Удалить
  2. Оксана, я тоже не вижу ничего плохого в том, что указывается место работы родителей. Даже и объяснить не могу почему не нужно указывать.... Видимо, да. разница в менталитете. но ведь силой никто не будет заставлять указывать - если нет желания, то и не надо писать. Вот и все. Право выбора ведь есть.
    А в целом, спасибо, что подняла такой вопрос. Ведь уверена, что многие думают об этом, но молчат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молчат, Алёна! Все родители, кого я спросила про эту графу в анкетах говорят, что это для того, "чтобы спонсорские деньги вытряхивать".

      Удалить
  3. Оксана, здравствуйте. Вы не поверите, но с недавних пор, анализируя результаты ЕГЭ на официальных сайтах Минобрнауки РФ, часто запрашивают информацию о социальном статусе семье. Сейчас пытаются связать эти параметры. Вот и думайте, для чего в школе такая анкета. Более того, есть понятие Социального паспорта класса, школы, муниципального образования и т.д. Так вот там есть такие графы и колонки. Так что начинаем приближаться к прошлому. Из семьи служащих, рабочих, крестьян... Только сейчас другие "номинации"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за комментарий. Многое прояснилось. Интересно посмотреть на результат такой статистики в министерстве образования. Что-то новое хотят там собрать? Действительно, это всё похоже на возвращение к прошлому.

      Удалить
  4. Сталкивалась с подобной ситуацией, когда в детском саду составляли социальный паспорт семей воспитанников. За основу взяли готовый вариант анкеты, там были вопросы не только про образование и работу, но и материальное положение с выбором ответа "среднее", "выше среднего", "ниже среднего". Вот в этом точно смысла нет даже при конфиденциальности информации , поскольку мы тем кто "ниже среднего"в материальном плане помочь ничем не можем, это вопросы соцзащиты, остальные варианты без комментариев). Этот пункт убрали.
    Место работы, должность, рабочий тел. нужны, никто не возражает. Может никогда не пригодится, но может оказаться единственной связью, когда мобильный тел. недоступен, а ребенок например заболел. Без согласия родителей даже скорая помощь не имеет права давать лекарственные препараты.
    Но этика и профессионализм и выдержка в нашей работе - очень нужны, Вы правы, Оксана Дмитриевна! Как сказать- тон, какими словами, в большинстве случаев конфликта с родителями можно избежать при корректном поведении педагога.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Оксана, этика и профессионализм!!!!Это очень важно в любой профессии, а особенно в сфере "человек-человек".

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Оксана. А меня вот подобные анкеты совсем не удивляют. Ведь многие педагоги собирают эту информацию для отчетов, которые в огромных количествах вынуждены сдавать. А там каких только граф нет! К тому же информация о месте работы и должности родителей запрашивалась школой всегда. Даже я, когда училась, мы каждый год сдавали листочки, в которых родители указывали необходимые сведения...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв! В таком случае, я рада сообщить, что бумажная волокита есть не везде на планете)

      Удалить
    2. Оксана Дмитриевна, наверное, в мире и есть профессии, где нет необходимости в заполнении кучи бумажек, но профессия педагога явно не из этого списка...А для того, чтобы понять что-то о материальном положении семьи, думаю, достаточно посмотреть на одежду, гаджеты, средство передвижения... И всё становится сразу на свои места... Вот как раз для "вытряхивания" денег из родителей сведения о месте работы совсем не нужны!!! Потому что требуемая сумма уж точно не варьируется в зависимости от должности папы и мамы. Если деньги требуют, то со всего класса/группы одну и ту же сумму. Разве не так?

      Удалить
    3. Вы меня выводите на ещё две темы для разговора: школьная бюрократия и спонсорские деньги в школе) Я могу отвечать только за свой латвийский педагогический опыт, который мне уже начинает казаться сказочным: лишних бумаг не заполняли, денег с родителей не собирали...

      Удалить
  7. Ой, Оксана, ты бы у нас, наверное, даже слов возмущения не нашла от наглости))). Все данные так называемого "социального паспорта" - очень важная информация, которую с лупой изучают соцслужбы, у нас все про всех должны знать, должны знать где придраться, в чем обвинить))), у нас даже налог на тунеядство, безработные под особым контролем, ИП, ремесленники - это ох, как проверяется, а если что, так неблагополучность вычислить.... Тотальный контроль. Если я откажусь указывать информацию, то ко мне обязательно прибегут соцработники и прочие, кому дела-то до нас нет, но кому-то где-то там очень надо все знать)))))))

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...